Архив
 
[ Назад в архив ]


НОМЕРА  ЖУРНАЛА

Номер 76 —  2017

 


 

КАК ОЦЕНИТЬ БИЗНЕС ХИМЧИСТКИ

ОТ РЕДАКЦИИ: В последнее время мы редко публикуем материалы наших зарубежных коллег, тем более заокеанских: трудно сейчас всем, и каждый варится в собственном соку. Но, с другой стороны, именно потому, что нелегко сейчас везде, многие проблемы становятся общими, равно как и их решения применимыми в разных условиях. Обзор эксперта из американского штата Массачусетс Говарда Скотта, посвященный оценке бизнеса химчистки, уверены, будет интересен нашим уважаемым читателям.

 

Открывая предприятие химчистки, владельцы, как правило, вкладывают в него душу и сердце. Насколько прибыльным окажется этот бизнес, сумеет ли предприятие удержаться на плаву в сложные времена, останется ли оно конкурентоспособным - эти вопросы интересуют владельца бизнеса в каждую минуту.

Да, все мы надеялись на лучшие времена, но жизнь распорядилась иначе. В текущей экономической ситуации сохранение своего бизнеса уже является подвигом. Если же при этом он еще приносит прибыль – это просто здорово.

Во-первых, это уже не те прекрасные времена, когда можно было, если повезет, получить 100% прибыли на каждый вложенный доллар.

Тридцать лет назад, если вы устойчиво делали годовой оборот в миллион долларов в течение трех лет, вы, возможно, получали миллион или 800 тысяч долларов прибыли. Те дни ушли. Тенденция к широкому использованию простой повседневной одежды резко снизила спрос на химчистку.

Во-вторых, Соединенные Штаты больше не являются безусловным мировым экономическим центром, как это было, скажем, в 1975 году. Страна потеряла часть своей производственной базы и сегодня делит экономическое господство с другими государствами, в первую очередь с Германией и Китаем.

Для оценки бизнеса я взял химчистку, которая дает годовой доход в 240 тысяч долларов США. Бизнес существует уже 18 лет. Производственные расходы составляют 130 тысяч долларов, прибыли остается 110 тысяч.

Владельцами компании являются муж и жена, которые работают 50-55 часов в неделю и прибыль забирают себе как доход. Кроме того, на предприятии есть три наемных работника. Оборудование оценивается в размере от 50 до 100 тысяч долларов США. Химчистка расположена в благополучном районе и имеет постоянных клиентов.

Какова же стоимость данного конкретного бизнеса?

Формула расчета следующая: стоимость бизнеса равна стоимости активов плюс цифра оценки доходности бизнеса.

Стоимость активов (оборудования), как явствует из вышесказанного, может составлять от 50 до 100 долларов США. Столь большой люфт понятен, учитывая, что большая часть оборудования устарела морально или физически. С другой стороны, все машины находятся в рабочем состоянии и могут использоваться в дальнейшем.

Разумеется, новый владелец может выбросить старое оборудование и заменить его новым. Это также может существенно повлиять на оценку стоимости активов в сторону ее снижения.

Конечно, можно проанализировать состояние каждой единицы оборудования и рассчитать ее остаточную стоимость. Для упрощения, с учетом достаточного возраста машин, возьмем средненизкую величину: 65 долларов. Для небольшого предприятия химчистки это вполне нормальная стоимость парка оборудования.

 

Прибыль - осязаема?

 

Как оценить доходность?

Этот бизнес, как уже было сказано, существует 18 лет. Возникает вопрос: какая часть прибыли является реально осязаемой? Ответив на него, мы сможем наиболее точно оценить доходность бизнеса. Напомним, что годовой доход составляет 240 долларов США, производственные расходы - 130.000, общая прибыль 110.000.

Цифра в 110 нам мало что прояснит. Условия бизнеса могут быть таковы, что владелец может класть себе в карман всю прибыль, а может быть и так, что после всех необходимых выплат от прибыли не останется ничего. Если нет реальной осязаемой прибыли - нет и доходности бизнеса. Итак, пока мы об этой доходности ничего не знаем. Она лежит в пределах от 0 до 110.000.

Владелец предприятия является его сотрудником, следовательно, должен получать зарплату, которая берется из прибыли. Это не может быть вся прибыль: даже при 50-часовой работе это слишком высокая цифра для предприятия химчистки. Рассчитаем более реальную для США зарплату владельца предприятия.

Допустим, новый владелец купил бизнес и работает 50 часов в неделю. Предположим, что он взял 40 долларов себе на зарплату. Ему придется нанять еще кого-то, чтобы занять место жены продавца химчистки. Допустим, что этому человеку он также может платить 40 зарплаты.

Получается, что расходы на зарплату, которые идут из прибыли, составляют в год 80 долларов США. Общая прибыль составляет 110 долларов, следовательно, чистая годовая прибыль за вычетом расходов на зарплату составит 30 долларов.

Итак, исходя из этого анализа, мы полагаем, что бизнес сейчас дает прибыль в размере 30 долларов США в год. Это 12,5%, что более или менее соответствует уровню прибыльности небольших предприятий химчистки.

 

Является ли этот бизнес устойчивым?

 

Если бизнес дает 110 долларов прибыли в течение трех из последних пяти лет, это является хорошим показателем. Если продажи и прибыль в течение последних пяти лет неуклонно растут, это даже лучшее подтверждение того, что бизнес является устойчивым.

Принцип оценки доходности активов состоит в том, что если покупатель может продолжать получать ту же прибыль, то при расчете цена умножается на коэффициент, чаще всего 3 Так что 3 х 30 = 90.000.

При оценке доходности актива разумно предположить, что покупатель будет продолжать получать ту же прибыль в течение следующих трех лет. Но если бизнес является не настолько устойчивым, коэффициент может быть равен двум.

 

Рассмотрим прибыли и убытки

 

Если есть большая необходимость модернизации в ближайшее время парка оборудования, коэффициент следует уменьшить. Если оборудование работает хорошо, но оно устарело морально и на рынке уже есть более эффективное оборудование, это также указывает на то, что коэффициент следует уменьшить до двух или менее.

С другой стороны, если район, где расположено предприятие, становится все более престижным, если больше жителей надевают на работу костюмы, это может увеличить коэффициент до четырех.

Если есть основания полагать, что конкуренция в ближайшее время будет отсутствовать, это может увеличить коэффициент. Повышению коэффициента также может способствовать тот факт, что компания приступила к реализации новой стратегии с целью привлечь больше посетителей.

Но если ничего этого не происходит, и бизнес идет по-прежнему, то наиболее правильным коэффициентом является три (3).

Теперь систематизируем всю полученную информацию. У нас есть 65 долларов стоимости активов и 90 оценки доходности. Следовательно, общая стоимость бизнеса составит 155 (65.000 + 90.000) долларов США.

На мой взгляд, за этот бизнес можно отдать 155.000. Конечно, если продавцы взяли на себя погашение долгов, сумма которых должна быть вычтена из общей стоимости.

Что эта сумма означает? То, что покупатели теоретически могут взять кредит в размере 155 долларов, заплатить эти деньги продавцам химчистки, чтобы завладеть бизнесом, и зарабатывать на жизнь, даже если они будут платить по кредиту проценты. При 5%-ной ставке это 7.75 долларов (155.000 х 0,05 = 7.750).

Вот как будет выглядеть новый отчет о прибылях и убытках:
Продажи – 240.000.
Производственные расходы – 130.000.
Зарплата владельца – 40.000.
Зарплата наемного сотрудника – 40.000.
Процент за кредит – 7.750.
Итого расходы – 217.750.
Прибыль – 22.250.

Расчеты показывают, что данный бизнес покупать можно: работать предприятие будет. Новые владельцы бизнеса могут получать достойную зарплату. С учетом прибыли они за семь с половиной лет могут погасить кредит, после чего вполне могут направить прибыль на модернизацию своего производства.

Остается вопрос: могли ли хозяева продать бизнес за ту справедливую цену, которую мы рассчитали, то есть за 155 долларов?

Скажем так: предприятие может стоить эту сумму, но если никто ее не заплатит, продажа не состоится. Возможно, придется прибегнуть к помощи посредников. Многое зависит от того, насколько удастся убедить покупателя в том, что эта стоимость реальна.

Каждая продажа бизнеса является вопросом компромисса, переговоров и времени. Если не удастся продать свой бизнес за реальную цену сразу, не исключено, что следует подождать и, возможно, совершить сделку на следующий год.

Теперь вы можете определить стоимость вашего собственного бизнеса.

Говард СКОТТ,
эксперт-консультант в области химической чистки,
Пемброк (Массачусетс), США

 

СОДЕРЖАНИЕ

Expodetergo International – 2018: готовы уже сейчас

Резолюция VIII Всероссийского Съезда работников предприятий химической чистки и прачечных

Новинки законодательной базы РФ

2017 год с Ассоциацией: регулярные семинары, документы государственного образца

«Лисичка» - 20 лет!

Чистомат от «Агбис» - теперь и с сенсорным интерфейсом!

Новые растворители химической чистки. Сравнительный анализ

Паровая чистка обуви и дезинфекция: новые технологии «сделано в Италии»

Обрабатываем ковры вместе с «Вязьмой»

Классический участок аквачистки: что для этого нужно

Итальянские производители об аквачистке

Как оценить бизнес химчистки

Устойчивое развитие с приставкой «био»

«Агбис. Курьер» - для тех, кто не стоит на месте

Правовое регулирование условий труда женщин на предприятиях химической чистки и прачечных

Новый год «Химчистки № 1»

Водоотталкивающие свойства тканей

В группе риска – верхняя одежда

Ты жива еще, мой бизнес-ангел? Жив и я, но денег не отдам

Символы по уходу за текстилем, которые сегодня используются в Европе

Что пишут на одежде в США

Жируем! При чистке кожи это необходимо

Четыре книги и все номера журнала на одном usb-накопителе!

 

 

  X&П- ON LINE   Не вставая - закажите журнал!


 

© Copyright 2005-2011
ООО «ХимЧисткаПресс»                                             Дата последнего изменения страницы
web-конструктор В.С. Казюлин. Все права защищены
.                                                                                                                  28-04-2011 23:14