ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ:
НЕОБХОДИМЫЕ КОММЕНТАРИИ
Принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
Комментируемый закон внес существенные изменения в правила
применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении
наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт
(электронных средств платежа), установленные Федеральным законом от
22.05.2003 № 54-ФЗ (далее - Закон № 54-ФЗ). Большинство поправок
вступило в силу 15 июля 2016 года.
Бланки строгой отчетности формируются с помощью ККТ
В ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ (в ред. Закона № 290-ФЗ) теперь есть
определение бланка строгой отчетности (БСО). Под ним понимается
первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку,
сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с
применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности.
Указанная автоматизированная система признается контрольно-кассовой
техникой.
Таким образом, использовать БСО можно только с помощью
специальной ККТ, причем автоматизированные системы для БСО
применяются исключительно для осуществления расчетов при оказании
услуг (абз. 3 п. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ в ред. Закона № 290-ФЗ).
Ранее обязательное применение какой-либо автоматизированной
системы или ККТ для БСО не требовалось. Данные бланки применялись в
порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 №
359, при оказании организациями и предпринимателями услуг населению
(ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции). При этом данный порядок
указанным лицам разрешено сохранить до 1 июля 2018 года (п. 8 ст. 7
Закона № 290-ФЗ). После этой даты необходимо руководствоваться
нормами Закона № 4-ФЗ в ред. Закона № 290-ФЗ.
Электронный чек и бланк строгой отчетности
Новая редакция Закона № 54-ФЗ предусматривает обязанность
продавца формировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) в
бумажном и (или) в электронном виде. Для этого покупателю до момента
расчета необходимо представить продавцу абонентский номер либо адрес
электронной почты.
Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем
(клиентом) в электронной форме и распечатанный на бумажном носителе,
приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности),
отпечатанному с помощью ККТ. Главное, чтобы сведения, указанные в нем,
были идентичны сведениям в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) в
электронной форме, направленном покупателю (клиенту) в электронной
форме, кассовому чеку (бланку строгой отчетности).
Такие же изменения коснулись расчетов через Интернет. Продавец и в
этом случае должен сформировать кассовый чек (бланк строгой отчетности)
в электронном виде. Однако печатать его на бумажном носителе продавец
не обязан (п. 4 ст. 1 Закона № 290-ФЗ).
Данные из ККТ необходимо передать в ИФНС
Установлено, что продавец в момент проведения расчета с
покупателем должен обеспечить передачу всех фискальных данных (в виде
фискальных документов), сформированных с применением ККТ, в
налоговые органы. Для этого следует использовать специальные ККТ. В
частности, такие устройства должны (п.п. 4, 8 ст. 1 Закона № 290-ФЗ):
- обеспечивать формирование фискальных документов (кассовых чеков,
БСО и иных документов) в электронной форме;
- обеспечивать возможность передачи фискальных документов любому
оператору фискальных данных;
- обеспечивать печать фискальных документов.
Передавать фискальные данные в инспекцию продавцу необходимо
через оператора фискальных данных, который должен соответствовать
установленным законом требованиям. Поэтому продавцу придется
заключить с ним специальный договор (п.п. 12 - 14 ст. 1 Закона № 290-ФЗ).
Как указано в Законе № 290-ФЗ, организации и предприниматели
вправе до 1 февраля 2017 года осуществлять регистрацию ККТ в прежнем
порядке. При этом ККТ, зарегистрированная в инспекции до 1 февраля
2017 года, применяется, перерегистрируется и снимается с учета в
прежнем порядке до 1 июля 2017 года (п. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
Что касается налогоплательщиков, обратившихся с 1 февраля 2017
года в инспекцию с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ, то
они обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и
передавать фискальные данные в налоговую инспекцию в электронной
форме. Регистрация (перерегистрация) ККТ, которая не обеспечивает
передачу оператору фискальных данных электронного кассового чека
(бланка строгой отчетности), с 1 февраля 2017 года не допускается (п.п. 4,
6 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
При этом налогоплательщик с 15 июля 2016 года до 1 февраля 2017
года может применять новую ККТ добровольно (п. 5 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
Поправки к Закону № 54-ФЗ не затронули продавцов, которые
осуществляют деятельность в местности, отдаленной от сетей связи и
поименованной в специальном перечне субъекта РФ. В подобных местах
продавец по-прежнему может ограничиться формированием чека на
бумажном носителе и не заключать договор с оператором фискальных
данных (п. 4 ст. 1 Закона № 290-ФЗ).
Кто должен применять ККТ
Как и прежде, ККТ должны применять все организации и
предприниматели (за некоторым исключением) при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
электронных средств платежа (ст. 1.1, 1.2 Закона № 54-ФЗ в ред. Закона
№ 290-ФЗ).
Новая редакция ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в ред. Закона № 290-ФЗ)
позволила организациям и предпринимателям с учетом специфики
деятельности или особенностей местонахождения производить расчеты без
применения ККТ не только при осуществлении определенных видов работ,
но и при оказании некоторых услуг. С 15.07.2016, в частности, к ним
относятся:
- ремонт и окраска обуви;
- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
- реализация изготовителем изделий народных художественных
промыслов;
- сдача предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений,
принадлежащих ему на праве собственности.
При этом воспользоваться приведенной льготой не смогут организации
и предприниматели, которые применяют для осуществления расчетов
автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю
подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в новой редакции). Под
автоматическим устройством понимается устройство для осуществления
расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением
ККТ без участия уполномоченного лица организации или индивидуального
предпринимателя (п. 3 ст. 1 Закона № 290-ФЗ).
Также можно не применять ККТ при осуществлении расчетов с
использованием электронного средства платежа без его предъявления
между организациями и (или) предпринимателями (п. 9 ст. 2 Закона № 54-
ФЗ в редакции Закона № 290-ФЗ).
Стоит отметить, что Закон № 290-ФЗ позволяет организациям
(предпринимателям), которые в соответствии с Законом 54-ФЗ (в редакции,
действовавшей до дня вступления в силу Закона 290-ФЗ) вправе не
применять ККТ, сохранить такое право до 1 июля 2018 года. Например, это
относится к реализации лотерейных билетов.
Аналогичное правило действует для лиц, осуществляющих торговлю с
использованием торговых автоматов. Они могут не применять в составе
таких автоматов ККТ до 1 июля 2018 года (п. 11 ст. 7 Закона 290-ФЗ).
Плательщики на ЕНВД и ПСН
Отдельно следует остановиться на плательщиках ЕНВД и ПСН. Так,
редакция ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня
вступления в силу Закона 290-ФЗ) позволяла организациям и
предпринимателям, применяющим ЕНВД, а также предпринимателям на
ПСН осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи
по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции
или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за
соответствующий товар (работу, услугу).
С 15 июля 2016 года данная норма не действует. При этом
перечисленные лица могут не применять ККТ (при условии выдачи
товарного чека и т.п.) до 1 июля 2018 года (п. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
Сроки перехода на онлайн-кассы
Сроки перехода на онлайн-кассы с функцией передачи данных в
налоговые органы через Интернет зависят от применяемого режима
налогообложения и вида деятельности.
Особенности перехода приведены в таблице 1.
Таблица 1. Особенности и сроки перехода на онлайн-кассы.
Режим налогообложения продавца |
Момент перехода на онлайн-кассы |
Особенности |
Общая система налогообложения |
С 1 февраля 2017 года, если регистрируется (перерегистрируется) ККТ (п. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) |
До 1 февраля 2017 года
можно регистрировать
ККТ в прежнем порядке
(п. 3 ст. 7 Закона №
290-ФЗ)
ККТ,
зарегистрированная в
инспекции до 1 февраля
2017 года, применяется,
перерегистрируется и
снимается с учета в
прежнем порядке до 1
июля 2017 года (п. 3 ст.
7 Закона № 290-ФЗ)
Регистрация
(перерегистрация) ККТ,
которая
не
обеспечивает передачу
оператору фискальных
данных
электронного
кассового чека (бланка
строгой отчетности), с 1
февраля 2017 года не
допускается (п. 6 ст. 7
Закона
№ 290-ФЗ)
С 15 июля 2016 года до
1 февраля 2017 года
можно применять новую
ККТ добровольно (п. 5
ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
До 1 июля 2018 года
можно не применять
ККТ, но при условии
выдачи по требованию
покупателя (клиента)
документа (товарного
чека, квитанции или
другого документа) (п.
7 ст. 7 Закона № 290-
ФЗ)
|
Упрощенная система налогообложения |
С 1 февраля 2017 года, если регистрируется (перерегистрируется) ККТ (п. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) |
ЕНВД |
С 1 июля 2018 года (п. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) |
Патентная система налогообложения |
С 1 июля 2018 года (п. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) |
Вид деятельности |
Момент перехода на онлайн-кассы |
Особенности |
Любая торговая деятельность, выполнение работ, оказание услуг |
С 1 февраля 2017 года (п. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) |
До 1 февраля 2017
года
можно
регистрировать ККТ в
прежнем порядке (п.
3 ст. 7 Закона №
290-ФЗ)
Если
продавец
осуществляет
деятельность
в
местности,
отдаленной от сетей
связи
и
поименованной
в
специальном перечне
субъекта РФ, то
применение "онлайн-
кассы" не требуется
(п.п. 4,
5 ст. 1
Закона № 290-ФЗ)
|
Торговля c помощью торговых автоматов |
С 1 июля 2018 года (п. 11 ст. 7 Закона 290-ФЗ) |
Можно не применять
ККТ
в
составе
торговых автоматов
до 1 июля 2018 года
(п. 11 ст. 7 Закона
290-ФЗ)
|
Продажа лотерейных билетов |
С 1 июля 2018 года (п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) |
Можно не применять
ККТ до 1 июля 2018
года (п. 9 ст. 7
Закона № 290-ФЗ)
|
Оказание бытовых
услуг
населению
(изготовление
мебели, ремонт и
техническое
обслуживание
бытовой техники и
т.д.)
|
С 1 июля 2018 года (п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) |
Можно не применять
ККТ до 1 июля 2018
года (п. 8 ст. 7
Закона № 290-ФЗ)
|
Ответственность
Законом № 290-ФЗ ужесточена административная ответственность
(КоАП РФ). Теперь неприменение ККТ в установленных законом случаях
влечет наложение административного штрафа (пп. "а" п. 5 ст. 3 Закона №
290-ФЗ):
- на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй
размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее
10 рублей;
- для юридических лиц штраф составит от трех четвертых до одного
размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных
денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения
ККТ, но не менее 30 рублей.
Повторное нарушение в случае, если сумма расчетов, осуществленных
без применения ККТ, составила (в том числе в совокупности) один миллион
рублей и более, влечет:
- в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного
года до двух лет;
- в отношении предпринимателей и юридических лиц административное
приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, введены и новые меры административной
ответственности.
К примеру, использование ККТ, которая не соответствует
установленным требованиям либо ее применение связано с нарушением
установленных законом порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и
условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения, влечет
(пп. "б" п. 5 ст. 3 Закона № 290-ФЗ):
- предупреждение или наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
- в отношении юридических лиц - предупреждение или наложение
административного штрафа в размере от 5 до 10 рублей.
Данная норма применяется с 1 февраля 2017 года (п. 15 ст. 7 Закона
№ 290-ФЗ).
Если продавец при применении ККТ не направил покупателю
(клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме
либо не передал их на бумажном носителе по требованию покупателя, это
влечет (пп. "б" п. 5 ст. 3 Закона № 290-ФЗ):
- предупреждение или наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере 2000 рублей;
- в отношении юридических лиц - предупреждение или наложение
административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Новая редакция КоАП РФ вступает в силу 15 июля 2016 года (п. 1 ст.
7 Закона № 290-ФЗ).
Сергей КОРЯГИН,
руководитель Юридической службы АХП,
тел.: (495) 366-8836, (499) 369-6981,
E-mail: ahp@inbox.ru
www.axp.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Осень – время CleanExpo Moscow |
«Экохимпрогресс»: эффективная и
экономичная российская химия для
прачечных |
Вечер встречи друзей на тематической
«пиратской вечеринке» |
Texcare International – 2016: праздники и
будни франкфуртской выставки |
Texcare International – 2016: участники от A
до Z |
Cinet Global Awards – 2016: наши – в числе
лучших! |
«Русский день» во Франкфурте |
Renzacci на выставке Texcare International –
2016 |
Lavare и GreenEarth: новые армянские
слова |
Hardo на берегу Амурского залива |
Н.И. Миташова: 80 лет через шлам,
сточные воды и медные трубы |
Легкий старт с перхлором |
Тестируем отбеливание |
«Акватекс», Магнитогорск: сервис-центр –
это многофункциональность |
«Зеленая планета» на российском Западе |
Изменения в законе о контрольно-
кассовой технике: необходимые
комментарии |
Три новые книги и все номера журнала на
одном usb-накопителе! |
|